Top.Mail.Ru
Уроки фортепиано онлайн
Для взрослых, которые учатся играть с нуля
Перед началом обучения игре на фортепиано
Какой инструмент лучше?
Многие считают, что лучший инструмент для занятий фортепиано - это цифровое фортепиано.

Это не так!

Цифровое фортепиано - это ИМИТАЦИЯ настоящего фортепиано, где каждый элемент скопирован, упрощён, а где-то и полностью упущен. Это сделано исключительно для того, чтобы удешевить инструмент.

Ни один уважающий себя пианист не променяет выступление на концертном рояле "Стейнвей" на дешёвый аналог. Вот предложите Мацуеву выступить на бюджетной Ямахе или Касио! Что, думаете, согласится? Конечно нет! ;)

Поэтому давайте примем как аксиому, что новый акустический рояль хорошей марки - это идеальный инструмент для занятий и выступлений. Но из-за дороговизны мы готовы играть на чём угодно, лишь бы играть, ведь так? :)
Играйте на том что есть или на том, что можете пока себе позволить, а потом приобретёте себе что-то получше.

Тем не менее, мы рекомендуем инструмент для занятий фортепиано:

  1. Клавиш не менее 88
  2. Молоточковый механизм
  3. Наличие педали рояльного типа
  4. Наличие жёсткой подставки под инструмент
Объясню, почему такие требования.

88 клавиш - это полный набор клавиш фортепиано. На нём можно исполнять любые произведения, а также проигрывать любые упражнения и гаммы, которые только придумали композиторы и преподаватели фортепиано.

Молоточковый механизм необходим для точного дозирования силы удара по клавише, для лучшего и более музыкального исполнения, для лучшего развития мышц пальцев рук при игре.

Педаль (рояльного типа) нужна для исполнения большинства произведений на фортепиано. Позволяет растягивать звук и создавать больше 10 одновременно звучащих нот за раз (а пальцев-то всего 10!).
Почему рояльного типа? Есть конечно педали типа "лягушка", но это крайне неудобно - елозит по полу и потом лови её ногой... В ответственный момент можно просто "потерять" педаль и сорвать таким образом своё выступление... :( Педали рояльного типа тяжелее, имеют резиновые ножки, при нажатии более устойчивы и меньше ездят по полу. Легче контролировать нажатие.

Жёсткая (деревянная) подставка под инструмент крайне важна! Позволит Вам играть на инструменте с любой силой нажатия на клавишу - от лёгкого прикосновения до массивной атаки. Когда подставка шатается под инструментом, то даже при не очень активной игре раскачивания клавиатуры мешают и отвлекают от процесса. Из-за этого начинаешь нервничать и экономить силы, чтобы "не раскачивалось". Поэтому снижается музыкальность исполнения, а также настроение при игре.
Если Вы рассматриваете для обучения игре на фортепиано синтезатор с 61 клавишами, то запланируйте через 6-12 месяцев замену на другой инструмент, который будет больше подходить для уроков фортепиано. Синтезатор можно будет оставить для развлечения, либо использовать для других активностей :)
С чего начинают обучение игре на фортепиано?
Пройдёмся по устоявшимся ложным мнениям

МИФ: "Академическая модель обучения самая правильная"

МИФ №1 "Академическая модель обучения фортепиано самая правильная"
Академическая - это модель обучения игре на фортепиано, которая подразумевает вначале музыкальную школу, затем музыкальное училище, затем консерваторию. Далее - работа в филармонии (концерты классической музыки например), работа преподавателем в академической школе (ДМШ, училище, конса).

То есть, если вырвать любое звено из этой цепочки, то всё обучение становится бессмысленным.

Поясню (т.к. многие не совсем верно понимают то, что я подразумеваю под этим).

Академическая модель обучения фортепиано подразумевает, что Вы 99% времени будете работать над совершенствованием исполнительского навыка игры по нотам классических произведений. И здесь каждое слово не лишнее. Именно классических произведений, а не джазовых или эстрадных. Именно исполнительский навык, а не навык сочинения или импровизации. И если у кого-то есть иллюзии на этот счёт и кто-то думает, что навык сочинения и импровизации прорежется сам собой, стоит только научиться играть по нотам, то он сильно ошибается. Навык игры без нот так же нужно тренировать, как и навык игры по нотам. Иначе он не разовьётся. Но в программе этого нет.

В этой модели отсутствует программа подготовки джазовых пианистов (практически полностью, за исключением 1-2х учебных заведений на всю Россию), отсутствует программа любительского музицирования (когда поют популярные песни под гитару, только вместо гитары - фортепиано). Отсутствует также нормальное и понятное обучение импровизации (по крайней мере в 95% случаев).
Отдам дань уважения академической школе в том, что для подготовки классических пианистов наша академическая школа, пожалуй, лучшая в мире!
Но если Вы начали заниматься во взрослом возрасте и Вы не мечтаете всю жизнь играть по нотам, а хотите где-то спеть любимую песню с друзьями, где-то сыграть импровизацию "под настроение", где-то оформить свои стихи в песню (сочинить и сделать фортепианную аранжировку), то академическая модель обучения Вам не вполне подходит. Да, Вы научитесь играть по нотам, но всё остальное будет закрыто.

Поэтому, возможно, лучше сразу поискать то обучение, которое будет лучше подходить для Вас, а не мучать преподавателя из музыкальной школы, который не владеет методикой обучения взрослых людей игре на фортепиано "для игры песен на вечеринке друзей".

МИФ: "руку должен ставить
преподаватель, который находится рядом"

МИФ №2 "Руку должен ставить преподаватель, который находится рядом"
Давайте вначале разберёмся с понятием "постановка руки" и зачем это нужно, прежде чем делать преждевременные выводы о том, что я такой-сякой и сбиваю людей с "пути истинного".

Постановка руки - это комплекс, который состоит из:
  • статики - в каком положении находится рука над клавиатурой. Правильное расслабление руки во время игры.
  • динамики - как ударять по клавишам (в каком положении должен находиться палец при ударе), как переставлять пальцы, как брать аккорды и др.

Почему так много разговоров о постановке руки?

Дело в том, что если вообще не обращать внимания ученика на постановку руки и не следить за этим в момент игры произведений, то ученик обязательно наделает ошибок в постановке руки и сам того не подозревая закрепит эти ошибки многократными повторениями.

Это приведёт:
  • к невозможности сыграть без ошибок сложный и быстрый пассаж
  • к быстрой усталости в мышцах рук и невозможности играть часами "без устали"
  • к профессиональным заболеваниям пианистов при многочасовой игре.

А теперь перейдём к тому, для кого ОСОБЕННО важна правильная постановка руки:

  1. Для тех, кто стремится стать профессиональным пианистом
  2. Для тех, кто хочет играть на фортепиано каждый день по 4-6 часов (там реально не обойтись без правильной постановки руки)
  3. Для детей, которые только начинают играть, т.к. мы ещё не знаем, станут ли они профессиональными пианистами или нет, а кроме того, дети, как правило, допускают больше ошибок в постановке руки и менее склонны к самоанализу.

Теперь ответьте на следующие вопросы:

  1. Вы ребёнок?
  2. Вы хотите стать профессиональным пианистом? (ну по факту, если Вы взрослый, то Вы уже упустили эту возможность).
  3. У Вас столько свободного времени, что Вы готовы играть на пианино по 4-6 часов в день?

Если Вы хотя бы на один вопрос ответили утвердительно, то Вам обязательно нужен наставник, который будет неусыпно следить за Вашей игрой, причём в Вашем же присутствии.

Если Вы на все три вопроса ответили "НЕТ", то не парьтесь над этой проблемой! У Вас никогда не возникнет проблем из-за "неправильной постановки руки" и Вам совершенно незачем мучать своими кривыми руками опытного преподавателя по фортепиано из консерватории!

Поверьте, Вам вполне достаточно будет небольших корректирующих советов со стороны преподавателей нашей онлайн-школы, которые они будут давать при проверке Ваших домашних заданий.

МИФ: "обучение фортепиано начинается с освоения нотной грамоты"

МИФ №3 "Обучение фортепиано начинается с освоения нотной грамоты"
Слушайте, Вы уже так долго читаете эту статью, что Вам лучше прийти на наш бесплатный вебинар!

На вебинаре мы:
  • разберёмся со всеми мифами;
  • определим Ваш вектор развития на основе Ваших желаний и целей
  • я покажу, с чего начать обучение и какие у меня для этого есть курсы для Вас
  • дам Вам бесплатно курс "Виртуозная техника игры за 12 минут в день" в текстовой форме
  • предложу приобрести мои курсы с максимальной скидкой.
Вебинар: "Как научиться играть на фортепиано за 30 минут в день"
Вебинар обзорного плана по методам и способам обучения игре на фортепиано
Записаться на вебинар
За 2-3 часа вебинара Вы полностью закроете все вопросы по обучению, определите для себя направление и выберете подходящие курсы.

Только на вебинаре предоставляются максимальные скидки на курсы и наборы курсов. А также в конце вебинара каждый получит бонусом курс "Виртуозная техника игры за 12 минут в день" в текстовой форме.
Телефон используется только для СМС-напоминаний.
Нажимая на кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda